Рудничный транспорт для подземных горных работ - это не только самосвалы и ПДМ, используемые преимущественно цветной металлургией, но и целый спектр вспомогательной колёсной автомобильной техники. К ней относят машины для транспортировки ВВ (взрывчатые вещества), СИ (средства инициирования), ГСМ (горюче-смазочные вещества) и персонала, гидравлические подъёмники, манипуляторы, сварочные агрегаты, воздушные компрессоры, зарядчики шпуров, топливозаправщики. Последнее дополнение к нашему портфолио — Toyota Land Cruiser 70 серии для перевозки взрывчатых материалов. Это транспортное средство помогает безопасно перевозить взрывчатые вещества в обозначенные места на шахтах.
Перевозка персонала под землёй с самого начала была главной проблемой, особенно при увеличении производительности шахт. Пройти в полном снаряжении до забоя слишком тяжело и долго. Поэтому изначально для доставки шахтёров использовали вагонетки, конвейерные ленты и воздушно-канатные дороги. Технология разделения штреков и квершлагов по функциональности (полевой, вентиляционный, конвейерный, основной, промежуточный, откаточный, параллельный, групповой) позволили использовать более удобный автотранспорт. Так появились автомобили для перевозки шахтеров под землей. В последнее время для унификации и уменьшения стоимости подобных транспорт создают на базе серийно выпускаемых колёсных автомобилей. Что позволило унифицировать подземный транспорт, и создавать на одной платформе грузо-людские вагоны, мастерские, поливочные машины, топливозаправщики для подземных работ и бортовые пикапы с манипуляторами КМУ. Но помимо транспорта рабочих бригад, всегда необходимы и спасательные и машины скорой помощи, задача которых эвакуировать и проводить мероприятия экстренной медицины и реанимации в пути.
И в качестве базы для производства универсальных автомобилей для подземных условий можно назвать продукцию производства Японской компании Toyota.
Удивительно, но лидером в качестве базового шасси для постройки техники для шахтёров является Toyota Land Cruiser 7-й серии, справив 38 лет, до сих пор остаётся на конвейере и пользуется спросом в горной промышленности. Еще большее удивление вызывает другой внедорожный автомобиль от компании – это армейский тактический вездеход TOYOTA MEGA CRUISER (BXD-10). Toyota Mega Cruiser это полноразмерный внедорожник, который выпускается с 1993 года и по сей день, используемый преимущественно в военных целях как обычный транспортёр, так и базовая машина для производства специализированной армейской техники. Сразу видно, что Toyota Mega Cruiser BXD10 был сделан по мотивам американского армейского вездехода Hummer (HMMWV — High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle), и это понятно, одинаковые требования приводя к одинаковому результату, и новые на тот момент вездеходы Toyota получили неофициальное название «Кукидоша» (Koukidousha или Koukidousya). Продававшийся исключительно на внутреннем рынке Японии, Mega Cruiser использовался также полицией и пожарными подразделениями, тем не менее, ограниченное количество этих транспортных средств было продано частным лицам. Вызывает удивление и факт применения Toyota Mega Cruiser BXD10 в качестве подземного транспорта – underground personnel carrier (UPC). В этом классе использование шасси серийных внедорожников в шахтах является редчайшим исключением. За абсолютность утверждения ручаться не будем, поскольку эрудиты вспомнят опыт работы пикапов Ford и Dodge в шахтах в 1990-х, когда они были насколько популярными, настолько же и непригодными для работы под землёй. Отечественный пример использования легкового автомобиля можно найти и в истории СССР. В 1960-х на шасси ГАЗ-69 выпускали подземные автопоезда РАФ-983-725 и шахтно-диспетчерские «газики» с «баком-бульбулятором» на правом крыле – барботажной системой очистки выхлопных газов. Но мы не знаем современных примеров использования в шахтах УАЗов. Но в классе лёгких UPC сейчас существуют лишь подражательные конструкции: это техника для подземных горных работ Minecat UT99 от канадской компании Industrial Fabrication Inc. и модели южноафриканской Bird Machines Pvt. Которые копируют дизайн Jeep.
Но среди внедорожников и малотоннажников в шахтах используется только шасси Land Cruiser. С 2017-го для рудников на его базе начали выпускать даже электрические пикапы Voltra eCruiser Electric 4x4 (Voltra Motors Pty, Мельбурн, Австралия) и Tembo 4x4 e-LV (FD 4x4 Centre, Нидерланды). И тут можно смело сказать, конструкция внедорожника Toyota Mega Cruiser BXD10, изначальна разработанная для тяжёлых условий армейской эксплуатации с работой на 100% по времени в условиях бездорожья, в характеристиках надежности и удобства как нельзя кстати годиться как базовое шасси для постройки специализированной подземной техники. Вариантов переделки Toyota Mega Cruiser в подземную машину для шахтеров масса. За кабиной может разместиться как простая платформа для перевозки различных грузов, так и, к примеру, комплекс по закладке взрывчатых веществ. А для работы в низких тоннелях по желанию заказчика могут вообще лишить кабину крыши, превратив вездеход в своеобразный грузовой кабриолет. В кабине Toyota Mega Cruiser — без изысков, но все максимально функционально, как и положено военной машине. Toyota Mega Cruiser для горных работ можно дооснастить круговым каркасом безопасности (ROPS/FOPS, двух уровней – Level 1 и Level 2), а также защитными блоками по бокам, которые физически предотвращают опрокидывание. Есть здесь и система пожаротушения.
Под капотом Toyota Mega Cruiser — турбодизельный двигатель заслуженной «тойотовской» серии «B» (индекс — 15В). Представителей этой серии устанавливали и на Land Cruiser 40 и 70, и на многочисленные коммерческие модели Toyota, в том числе грузового подразделения Hino. Двигатель при объеме в 4,1 л имеет четыре цилиндра, а его мощность 170 л.с., а крутящий момент — 400 Нм. Коробка передач — автоматическая гидромеханическая, а раздаточная коробка имеет понижающий ряд. В полном приводе Toyota Mega Cruiser используется три дифференциала (межосевой и два межколесных), каждый из которых можно принудительно заблокировать. Mega Cruiser использует конечные передачи с бортовыми редукторами, что повышает дорожный просвет до 420 мм, и делает невозможным поломку полуосей. Подвеска колес Toyota Mega Cruiser BDX10 полностью независимая, рычажно-торсионная. Есть в арсенале Toyota Mega Cruiser средства повышения проходимости и централизованная подкачка колес, и система полного управления Toyota 4WS. В системе 4WS (4 Wheel Steering) у задних колес есть свой рулевой редуктор, который на скорости до 40 км/ч поворачивает их на угол до 12 градусов. Колеса вращаются в сторону, противоположную передним, поэтому и радиус разворота получается совсем небольшой для такого большого внедорожника — всего 5,6 м, что позволяет двигаться автомобилю в узких туннелях горной проходки. Помимо этого, управление поворотом задних колес помогает выскочить из колеи на бездорожье.
Основные | |
---|---|
Минимальное время аренды | 8 час |
Долгосрочная аренда | Да |
Залог | Да |
Особенности услуги | Работа оператора, Краткосрочная аренда, Круглосуточная работа |
Тип дорожного катка | Комбинированный |
Легковой автомобиль для доставки взрывчатки для шахта | |
Легковой автомобиль для доставки взрывчатки для шахта | Легковой автомобиль для доставки взрывчатки для шахта |